«Задание
на лето от логопеда»
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и
всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для наших деток лето-это
возможность отдохнуть от обычной годовой нагрузки. Но как провести каникулы с
пользой - чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и
не забыл все, что с такими усилиями удалось добиться за год?
Заниматься нужно только в игре, такие занятия будут гораздо
продуктивнее сидения за столом с книгами. Я хочу предложить вам игры и
упражнения на развитие речи ребенка, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой
обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
I.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
1. «Я
знаю пять…»- предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек,
предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… и т.д.
2.
«Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот,
спина, грудь), части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6
лет - ноздри, брови, ресницы), части мебели, например шкафа (ножки, дверцы,
ручки).
3.
«Назови одним словом»- игра позволяющая развивать и закреплять способность
обобщать. Для детей 4 лет лучше использовать картинки: несколько предметов
игрушек, одежды, обуви. Детям 5-6 лет можно давать словесные инструкции: «Как
назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это..?
4. «Скажи
наоборот» - учим ребенка подбирать слова-антонимы и образовывать пары:
друг-враг, тишина-шум, легкий-тяжелый, длинный-короткий, далеко-близко,
весело-грустно.
5. «Кто
что делает?» - развиваем глагольный словарь. Малышам 4 лет можно задавать
вопросы по картинкам: «Что делает птичка?» (сидит, летит, поет). Для детей 5-6
лет предлагаются инструкции без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание
предлагайте ребенку образец: «Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает
рыба?» ( «Как подают голоса животные?»). Так же предложите ребенку вспомнить,
какие трудовые действия совершают представители разных профессий.
II.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
1.
«Один-много»- развиваем и закрепляем у ребенка способность образовывать форму множественного
числа имен существительных: один стол, а если их много, то это столы; кот-коты,
дом-дома, окно-окна, лист-листья…
2.
«Сколько?» - развиваем способность согласовывать имена числительные с именами
существительными. Гуляя с ребенком на улице предложите ему сосчитать любые
предметы, например, дома: один дом, два дома, пять домов; окна, машины, мячи,
птиц, листья.
3.
«Назови ласково» - развиваем способность ребенка пользоваться суффиксальным
способом словообразования. Взрослый называет большой предмет, а ребенок
маленький, причем маленький предмет нужно назвать «ласково»: большой
мяч-маленький мячик; дом-домик, яблоко-яблочко, елка-елочка…
4.
«Какой, какая?» - развиваем способность ребенка согласовывать имена
прилагательные с именами существительными единственного числа. «Апельсин
какой?» (оранжевый, круглый, сладкий). «Ведерко какое?» (желтое, пластмассовое)
5.
«Назови детеныша» - развиваем умение образовывать название детенышей животных.
Предложите ребенку выполнить задание без зрительной опоры по образцу: «У кошки
котенок, а у козы? У лисы, у утки, у зайца. Дети 5-6 лет, аналогично выполняют задание, продолжая фразы: «У
медведицы- медвежонок, а у коровы, у свиньи, у лошади?»
6. «Чья,
чье?» - у детей 5-6 лет развиваем способность образовывать притяжательные
прилагательные: «Очки бабушки - бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про
хвост лисы? Про берлогу медведя?»
Так же
необходимо развивать умение ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит
птичка?» (на дереве), где летает
бабочка? (над цветком), куда
положили покупки? (в сумку)…
III.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
1.
«Повторюшка»- развиваем способность отраженно повторять слоги. Для детей 4 лет
предложите повторить слоговые пары: па-ба, да-та, са-за, ма-ба, ва-ка, на-ня..
для детей 5-6 лет цепочки слогов и слов: ба-па-ба, да-та-да, га-ка-ка,
тя-та-тя; кот-год-кот, бочка-почка-бочка, мишка-мышка-мишка.
2.
«Назови первый (последний) звук в слове» -взрослый акцентировано произносит
начальный звук слове (начинать лучше с гласных) – Оля, аист, удочка, и предлагает ребенку определить
какой звук первый в слове. Аналогично выполняется задание на выделение
конечного согласного звука: суп, кот, лимон, сок.
Шестилетнему
ребенку можно предложить задание на определение количества звуков в словах:
бык, дом, вата, банан.
IV.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого
развития ребенка.
Чтобы речь ребенка была понятна вам и окружающим необходимо
вызывать у него желание о чем-то рассказывать, учить ребёнка давать полный
ответ на вопрос. Расспрашивайте ребенка о важных для него событиях, внимательно
слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по
содержанию, подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда
давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования связной речи: описание предметов по
картинке и по памяти; пересказы знакомых
текстов, придумывание историй и сказок и т.д.
Так
же рекомендую подключить игры с песком, водой, с мячом - это отличная база для
развития мелкой и крупной моторики. Не забывайте об общении детей на улице, на
игровых площадках, в коллективных подвижных играх.